Выставка Андрея Баззаева-Скифа "Грани времени"
Андрей Баззаев-Скиф. Герой нартов Сослан. 2024. Холст, масло. 60х80 см.
Новый музей Аслана Чехоева представляет выставочный проект Андрея Баззаева-Скифа «Грани времени».
24 августа – 15 сентября 2024
Андрей Баззаев-Скиф относится к художникам-мыслителям. Его творчество — это результат размышлений о вечных ценностях, которые он пропускает через собственный жизненный опыт и переживания. Он мыслит мифологическими категориями, в которых время циклично и не имеет привычных начала и конца. Новая выставка мастера объединяет две наиболее значимые темы в его творчестве: Нартский эпос в его живописно-графическом воплощении, и женщину как мифологему жизни. Размышляя о времени, художник говорит о вечном. Он не разделяет его, а, скорее, объединяет в единое художественное пространство. Нартский эпос, как вечная истина, дополняется чувственным звучанием женской красоты, женскими образами, близкими и чувственными, которые присутствует рядом с нами, здесь и сейчас.
Нартский эпос художник читает и перечитывает всю свою жизнь. А воплощение образов Эпоса в линиях и красках – главная миссия Андрея Баззаева-Скифа. Нартский эпос - выдающийся памятник культуры человечества. Корни его уходят во времена скифо-аланской культуры, а началом создания эпических сказаний ученые считают 8-7 вв. до н.э. В сказаниях повествуется о временах, когда скифы жили в степях, имели выход к морю, это было до переселения в горы Кавказа. Осетины, являющиеся прямыми потомками древней культуры скифов и алан, хранят Эпос как фундамент своей культуры.
Если Нартский эпос поражает богатством и разнообразием сюжетного материала, то художник – способностью к постоянному углублению в их смыл. Сегодня ключевые сюжеты, связанные с Сауассой, Ахсартагом, Урызмагом, Сосланом, Сырдоном, Батрадзом, Ацамазом и другими значимыми фигурами Эпоса, он интерпретирует по-новому, так, как это открывается ему с высоты жизненного опыта и постоянного углубления в этот великий и значимый для каждого осетина текст.
Сразу же обращает на себя внимание цветовая гамма работ, построенная на оттенках синего. Художник обращается к образу Сауассы, прародителя нартов, с которым связано рождение мира, цивилизации, происходящее между ночью и ранним утром. В этот момент темнота переходит в синие, а затем в сине-голубые оттенки, в которых рождается утро и новая жизнь. Так начинается время жизни нартов. Само имя Сау-асса говорит об этом. Но это далеко не все, что может быть связано с оттенками синего. Вечность, Вселенная, Звездное небо – эти ассоциации закономерно возникают, когда мы смотрим на них. Невольное воспоминается Кант с его звездным небом и нравственным законом. Для художника нравственный закон и есть Нартский эпос. Он пришёл к нам от далеких предков и передается из поколения в поколение теми, кто непосредственно воспитывает ребенка, прививая любовь и уважение к вековой мудрости. Но, главное, чтобы эта мудрость была воспринята и принята каждым, чтобы она стала своей правдой, а не только историей и текстом. Для Андрея Баззаева-Скифа случилось именно так. И этой мудростью он делится сегодня с нами.
Синий цвет начинает доминировать в творчестве художника в трагические моменты жизни, личной или социальной. Эта цветовая гамма – отклик Скифа на напряженную мировую ситуацию, на трагедии, которые она принесла семьям, на смерть, которая оказалась такой нелепо-близкой. Но сюжеты Нартского эпоса это не трагедия, а мудрость. И в работах появляются светло-голубые оттенки, оттенки надежды и нежности. Особенно отчетливо проступают они в женских образах.
Нартский эпос для художника — это система представлений о мире и законах существования человека в нем. Это голос веков. Но для мастера Эпос не просто история, в нем есть ответы на все актуальные вопросы современности, нужно только уметь их услышать. Величие художника именно в этой открытости прошлому, которое он, как послание, отправляет через настоящее в будущее.
Мудрость и сила, постоянные сражения, пиршества, и танцы, пронизывают образы героев-нартов. А еще большое значение имеет музыка. В образе Ацамаза, скачущего на коне, художник делает акцент на музыкальном начале, музыка движения, как и музыка жизни, присутствуют в этой работе. И еще в новой серии особое место занимают лошади, которых художник прекрасно знает и чувствует. Они не только сопутствуют героям, но и отражают важные качества своих владельцев. Будучи частью природы, лощади издревле разделяют участь людей. И художник пишет их молодыми и буйными, умудренными опытом и переживающими. Образы лошадей приобретают символическое звучание, они оказываются вписанными в историю человечества, как время вписано в вечность.
Если Нартский эпос символизирует голос веков, идущий из прошлого, то женщина - это настоящее, это то начало, которое лежит в основе времен и связывает их в непрерывную цепь событий. Надо сказать, что и Нартский эпос невозможен без женских образов. В работах художника присутствуют и Дзерасса, и Шатана, и Ацырух. От Дзерассы, дочери водного Божества Донбеттыра, и Асхартага произошел род могущественных вождей нартов. Что касается Шатаны, то это один из самых сложных женских образов не только в Нартском эпосе, но и во всех известных нам сегодня мифологиях. Неслучайно выдающийся исследователь Нартского эпоса В. И. Абаев писал, что, если бы его спросили, что самого замечательного в Нартском эпосе, он бы не задумываясь ответил, что это образ Шатаны, жены Урызмага, жрицы нартов.
Андрей Баззаев-Скиф в своем творчестве полностью подтверждает эту мысль. Он преклоняется перед ее мудростью и красотой, воспевая женское начало в мире. Но женщина не только миф. Она прекрасна, эротична, притягательна. Она – это сама жизнь. Эта вечная тема преломляется в творчестве художника во множество образов, каждый из которых – космос, манящий своей непознанностью. Разгадать тайну женщины равносильно познанию звездного неба. Художник подчёркивает открытость, хрупкость и одновременно идущую из глубины веков мудрость женщины. Женщина рождает жизнь, в этом ее непреходящее значение, на этом художник делает особый акцент. Обнаженная грудь, которую мы видим в большинстве работ мастера, символизирует не только эротизм, но и ее непреходящую силу. В женских образах время играет разными гранями, от вечности до сиюминутности, и это всегда прекрасно.
В работах, представленных на выставке, художник поражает нас не буйством цвета, столь характерным для его творчеств, но глубиной мысли, ставит зрителя на границу Вечности, открывая время во всей его многогранности, давая возможность услышать ответы на самые важные вопросы бытия.
Елена ГРИГОРЬЯНЦ
Кандидат философских наук,
Член Ассоциации искусствоведов и критиков АИС.