Автора
    Произведение<
    Выставку
    Издание
    Событие
    Все

    ОБЪЯВЛЕНИЯ

  • Вечер памяти поэта Роальда Мандельштама


    Шолом Шварц, Портрет Роальда Мандельштама, 1958(собрание В. Громова)

    25  декабря в 19 .00  в Новом музее, в экспозиции выставки "Беспутные праведники. Орден нищенствующий живописцев" состоялся вечер памяти поэта  Роальда Мандельштама  (1932-1961).
    Ведущий вечера- литературовед Борис Рогинский.

    Роа́льд Ча́рльсович Мандельшта́м (16 сентября 1932, Ленинград — 26 января 1961, Ленинград, похоронен на Красненьком кладбище) — русский поэт. Сын русского эмигранта, родившегося в США, а затем вернувшегося в СССР (отсюда странное отчество).

    Биография:
    Пережил вместе с родными первую зиму ленинградской блокады, затем был эвакуирован. В 1943—1947 гг. жил в Казахстане у отца, высланного туда в 1937 г., затем вернулся в Ленинград. Недолгое время учился на востоковедческом факультете Ленинградского университета и в политехническом институте. Из-за тяжелой формы туберкулеза нигде не работал, в последние годы почти не выходил из дома.

    Мандельштам — ярко выраженный поэт-одиночка, в жизни и творчестве следовавший поздним романтикам (и отчасти акмеистам: так, сквозной для поэзии Мандельштама образ трамвая унаследован им от Николая Гумилёва). Поэзия Мандельштама не чужда стилизации (в частности, жанр некоторых его стихотворений обозначен средневековыми названиями: альбы, сирвенты) — наследие романтизма и более ранних поэтических эпох используется им как для отталкивания от современной официальной поэзии, так и для придания новой глубины окружающей действительности. Постоянная тема Роальда Мандельштама — его родной город, предстающий в его стихах в мрачно-мистическом свете согласно устойчивой традиции, восходящей к русской классике XIX века, от «Медного всадника» Пушкина до прозы Достоевского:

    В целом мире не сыщешь белее ночей,
    Мостовых не найдёшь горячей,
    А в ночи безотрадней домов не найти,
    Перевитых в ночные пути. <…>
    В эти чёрные окна, лишь гаснет заря,
    Наливается свет фонаря,
    А в пустой тишине — запоздалый трамвай
    Да собачий серебряный лай.

    Акцент на пейзаже, на внешней изобразительности во многих стихах Мандельштама отчасти вызван его прочными и интенсивными творческими связями с кругом ленинградских художников-нонконформистов 1950-60-х гг. — Александром Арефьевым, Рихардом Васми, Шоломом Шварцем и др.

    При жизни автора не было опубликовано ничего из написанного им. Первые публикации стихов Роальда Мандельштама состоялись в самиздате и за границей на рубеже 1970-80-х гг., первая полиграфическая публикация в России — в 1991 г.

    Труды
    Избранное. — Иерусалим, 1982. / Послесловие А.Волохонского.
    Алый трамвай. — СПб.: Борей-Art, 1994. / Сост. Н.Подольский. Предисловие Ю.Новикова.
    Стихотворения. — СПб.: Издательство Чернышева, 1997. / Сост. Р.Васми, О.Котельников. Предисловие О.Покровского.
    Стихотворения. — Томск: Водолей, 1997. / Сост. О.Бараш, А.Крестовиковский. Предисловие О. Бараш.
    Собрание стихотворений. — СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2006. / Сост. Б. Рогинский, Е.Томина-Мандельштам. Послесловия Б. Рогинского и Д. Давыдова
     

    Фотографии с чтений: