Strict Standards: Declaration of AdsStaticFilter::showStatic() should be compatible with that of StaticFilter::showStatic() in /home/novymuse/public_html/b/plugins/ads/ads.php on line 44

Strict Standards: Declaration of CatStaticFilter::showStatic() should be compatible with that of StaticFilter::showStatic() in /home/novymuse/public_html/b/plugins/catalog/catalog.php on line 58

Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /home/novymuse/public_html/b/includes/news.php on line 106

Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /home/novymuse/public_html/b/plugins/comments/comments.php on line 84
Вечер памяти поэта Олега Охапкина / События, В музее, Лекции, Архив / Новый музей

    Автора
    Произведение<
    Выставку
    Издание
    Событие
    Все

    ОБЪЯВЛЕНИЯ

  • Вечер памяти поэта Олега Охапкина

    20 января в Новом музее, в экспозиции выставки художников Арефьевского круга прошел вечер памяти поэта  Олега Охапкина (1944-2008). 

    Своими воспоминаниями о поэте поделились его друзья и близкие: Сергей Стратановский, Татьяна Ковалькова, Дмитрий Шагин,  Татьяна Горичева, Петр Казарновский.

    Олег Александрович Охапкин (родился 12 октября 1944, Ленинград; умер 30 сентября 2008, С.Петербург, похоронен на Волковском православном кладбище) — русский поэт. Один из самых известных деятелей ленинградской "второй культуры" 1970–1980-х годов.
     

    Биография:

           В 1957-58  пел в хоре Александро-Невской лавры. В 1961 году окончил Архитектурно-художественное ремесленное училище. Затем поступил в музыкальное училище им. Мусоргского (класс вокала). Параллельно работал маляром, осветителем и статистом в Малом оперном театре (1963-65), певцом в хоре Ленинградского радио и телевидения под управлением Г. Сандлера (1965-66). Однако в 1966 году оставляет музыкальное училище, окончательно решив посвятить себя поэзии. В 1966 – год смерти А. Ахматовой, пришел  в литобъединение «Голос юности» к Давиду Яковлевичу Дару.

    С конца 60-х по начало 90-х им написаны поэтические книги: «Ночное дыхание» (1966-68), «Возвращение мест» (1969),  «Душа города» (1968-69), «Моление о Чаше» (1970), «Времена года» (1970-71), «Посох» (1971-72), «Высокая цель» (1973-74), «Посвящение» (1983),«Лампада» (1991-1992).  В 70-е  несколько стихотворений и поэтических переводов были опубликованы в официальных изданиях, однако большинство рукописей расходилось в самиздате. Стихи печатались в машинописных  журналах «Обводный канал», «Часы», «37»,  «Вече» (Москва) и других, а также в зарубежных русскоязычных журналах «Грани», «Время и мы». «Эхо», «Вестник РХД».

    Опубликовано 5 поэм: Душа Петербурга (1969),Возвращение Одиссея (1973), Испытание Иова (1973),Семь песен единой Песни  (1973),Судьба Ионы (1975). Однако некоторые произведения большой формы утрачены (например, поэма «Голод») после уничтожения автором своего архива в 1983 году. Возможно, что-то осталось в архивах друзей.

    О творчестве:

    В русской поэзии продолжил линию Державин - Тютчев, обогатив ее живым языком 20 века. В поэтическом пространстве 1960-х годов  складывалось множество различных направлений. Были «ахматовские сироты» (Найман, Бродский, Бобышев, Рейн), «аристократы-эзотерики» (во главе с Волохонским), неодадаисты (Эрль, Миронов). Олег Охапкин и Леонид Аранзон стояли особняком. Охапкин был лидером группы, в которой проявляли интерес к архаическим поэтическим формам поэзии XVII века, к силлабике. Но они не пытались их  реконструировать. Это был своеобразный авангардизм через архаизм.

        Из статьи Виктора Кривулина «Петербургская спиритуальная лирика вчера и сегодня»: « В нашей среде торжествовало поздневизантийское сакральное отвращение к обыденной жизни. И этому сопутствовало завораживающе-прекрасное отвращение продуцируемого текста к самому себе, то есть к словам, его составляющим. Пытаясь воссоздать атмосферу духовных поисков 60-70-х гг., нужно иметь в виду, что никакой позднейший текстовой анализ не в состоянии передать действовавшие на протяжении четверти века творчески-разрушительные импульсы, которые усиливались эффектом «проживания сказанного». В этом смысле самая, пожалуй, характерная и «чистая» фигура - Олег Охапкин. Воспитанник полуподпольных «иоаннитов», пришедший в поэзию из церковной среды, он строил свою жизнь "по слову", как метафору тотального сомнения в реальности собственного физического бытия».

    Библиография

    1.Стихи. - Л.-Париж: Беседа,  1989.-175 с. Предисловие В. Кривулина.

    2.Пылающая купина. - Л.:Советский писатель, 1990. В "Октаве". – 65 с. Предисловие А. Кучерявкина.

    3.Возвращение Одиссея. - СПб.: Mitkilibris, 1994. - 80 с. Предисловие  А. Арьева.

    4.Моление о Чаше.-СПб.: Mitkilibris, 2004.- 104 с. Предисловие  А. Арьева.

    5. Лампада. – СПб.: Русская культура, 2010.- 164 с. Предисловие Т. Ковальковой

    ======================================================================================

    Фоторепортаж с лекции: